Приветствую Вас Гість | RSS

Infozno.at.ua

Четвер, 18.04.2024, 06:55
Главная » 2009 » Листопад » 27 » МОЖНО ЛИ ВЕРНУТЬ ШКОЛЬНИКАМ "ПЯТИДНЕВКУ"? (Россия)
00:16
МОЖНО ЛИ ВЕРНУТЬ ШКОЛЬНИКАМ "ПЯТИДНЕВКУ"? (Россия)
Первые же родительские собрания, прошедшие повсеместно на днях, показали: продолжительность учебной недели - один из главных вопросов их повестки. Учителя, ученики и их родители по-прежнему ломают копья - быть или не быть субботе выходным днем. Для учеников гимназий и лицеев из-за большого количества предметов и дополнительных дисциплин это несбыточная мечта. Но и в обычных школах, работающих по традиционным программам, дети нередко лишены возможности провести выходной с родителями. "Известия" решили выяснить, можно ли вернуть школьникам "пятидневку".

По закону количество учебных дней в неделе - личное дело каждой школы.

- Если учебный план школы достаточно насыщен и количество учебных часов в неделю превышает норму, установленную для пятидневной учебной недели, тогда принимается решение о переходе на шестидневную неделю, - пояснили "Известиям" в Министерстве образования и науки РФ. - Но это не может быть единоличным решением администрации школы. Оно принимается общешкольным cоветом, куда помимо учителей входят родители, а значит, судьба шестидневки зависит и от них.

По словам чиновников Минобраза, государственной политики в переходе школ на шестидневку усматривать точно не приходится. Во многих регионах мальчишки и девчонки, а также их родители идут на шестидневку сознательно и добровольно. Но сколько точно образовательных учреждений в стране перешли на шестидневку по собственной инициативе, а кто остался на пятидневке, в министерстве "Известиям" сказать не смогли - нет такой статистики.

Между тем у московских школьников появилась надежда на дополнительный выходной. Выступая на городском родительском собрании, глава департамента образования Ольга Ларионова рассказала: "В департамент без конца поступают письма от родителей, требующих сделать субботу неучебным днем". Главный педагог Москвы пообещала "взять этот вопрос в проработку".

- Моя дочь учится в седьмом классе школы с углубленным изучением английского языка, - рассказала "Известиям" Виктория Быстрова, одна из тех мам, что написала письмо в департамент образования. - Вот ее расписание на этот год: в понедельник - четыре урока, по вторникам и пятницам - семь, по средам и четвергам - шесть, в субботу - три. 12-летний ребенок встает каждый день в 6.30, а возвращается домой обычно к 16.00. Плюс занятия теннисом и музыкой. Уроки приходится делать после 21.00, и раньше 23.30 лечь спать у нее не получается. По субботам у нее в этом году уроки физкультуры, географии и алгебры. Иногда мы разрешаем ей пропускать школу, но учителя крайне негативно к этому относятся. Мне-то кажется, пусть у нее лучше на неделе будет на три урока больше, но она хотя бы элементарно выспится в субботу и воскресенье. Большинство родителей придерживаются такого же мнения, но директор школы отсылала нас в департамент, вот мы и написали туда письмо.

- Департамент не регулирует данную проблему, - прокомментировал ситуацию "Известиям" пресс-секретарь департамента образования Москвы Александр Гаврилов. - Могут ли родители повлиять на решение школы? Могут. Например, обратиться к школьной администрации с просьбой установить длительность учебной недели.

Как показывает практика, гимназии, лицеи и школы "с уклоном" имеют такие обширные программы, что количество необходимых уроков никак не влезает в 5 дней - лишь при условии нарушения школой санитарных норм. В результате суббота в школах автоматически становится обязательным учебным днем. Ситуацию усугубляют два обстоятельства. Первое - педагоги кровно заинтересованы в количестве учебных часов, ведь их зарплата напрямую зависит от этой цифры. Второе - чем выше статус школы, тем больше она получает бюджетных денег, поэтому образовательные заведения наперебой обзаводятся уклонами и меняют вывески на "гимназии" и "лицеи". То есть количество незатейливых школ, которые могут позволить себе не загружать детей сверх меры, тает на глазах.

ИНТЕРНЕТ-ОПРОС "ИЗВЕСТИЙ"

Чем лучше заниматься школьникам по субботам?

56% Общаться с родителями, ходить в музеи, театры

18% Спать и отдыхать

18% Посещать школьные факультативы, кружки, секции

5% Сидеть на уроках

3% Делать домашние задания на неделю вперед

В опросе приняли участие 2184 человека.

Михаил Шнейдер, директор московской гимназии N 45: "Чем больше времени школа открыта, тем лучше"

- У нас шестидневка, хотя пятые, шестые, седьмые и восьмые классы обходятся без учебных занятий в субботу - у нас работают все кружки, спортивные секции. Дети могут вообще не приходить в субботу - но приходят. Иначе они в остальные дни вынуждены будут сидеть по 10 уроков. На мой взгляд, чем больше времени школа открыта, тем лучше - дети могут проводить свободное время там, а не на улице. Если есть нормальная семья, пятидневку можно только приветствовать. Но, к сожалению, не все родители занимаются детьми. Школа в таких случаях играет роль последнего социального амортизатора. Надо бороться с перегрузкой детей - но не забывайте, что школа состоит не только из уроков. В хорошей школе много всяких дел - и социально полезной деятельности, и творческих занятий. Впрочем, и родителям надо дать время пообщаться с детьми, и если учебный план умещается в 5 дней, то принудительно держать детей в школе ни к чему.

Елена Смирнова, профессор Московского психолого-педагогического университета: "Дети безумно перегружены"

- Дети безумно перегружены - то, что никакой жизни у них начиная с 1-го класса нет, - это факт. Хотя маленьким детям принципиально важно подольше отдыхать и играть. Если ребята учатся 6 дней, то у них остается больше времени каждый день, пятидневка же освобождает полностью субботу. Что лучше - зависит от семьи. Если родители занимаются с ребенком в выходные, то лучше, чтобы он эти дни провел дома. Если выходные - это лежание перед телевизором, то лучше, чтобы суббота была учебной, особенно если в этот день в школе есть интересное занятие.

Алексей Поповский, старший научный сотрудник лаборатории физиологических исследований Института возрастной физиологии РАО: "Папы-мамы тоже не успевают отдыхать"

- По субботам лучше не учиться, хотя бы в начальной школе. Не стоит субботние часы перекладывать на будни. По крайней мере, лет до 9 следует дать детям учиться в релакс-режиме. Учебные планы стоило бы изменить - пусть догоняют, когда станут постарше. Увеличивать нагрузки надо постепенно, начиная класса с 7-го. Не могу сказать однозначно, что учиться по субботам вредно. Нужен индивидуальный подход к каждому ученику, а в школе он в принципе невозможен. При этом, как показывает практика, среди школьников довольно высокий процент неуспевающих детей. Вспоминаю себя в начальных классах - было ужасно трудно. В воскресенье я просто не успевал отдыхать. Кстати, родители тоже не успевают отдыхать - хоть и не работают, но все равно "в тонусе" (ребенка нужно разбудить, накормить, проводить, попереживать...). Никто не может расслабиться.
Просмотров: 671 | Добавил: Adminsha | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Ім`я *:
Email *:
Код *:

Создание интернет-магазина